Описание
Пена дней « История эта совершенно истинна,
поскольку я ее выдумал от начала и до конца.
Сама же ее материальная реализация
состоит в проецировании реальности
на неровную и порождающую тем самым искривления
поверхность »
Борис Виан, « Пена Дней » Что остаётся нам от проходящих дней ? Знакомые углы улиц, вывески магазинов, запахи и звуки – вся та пена случайных восприятий, которая плывёт перед глазами, будто параллельно нашей жизни. Книга Виана в иллюстрациях Ксении Пасюры – это дневник воспоминаний о Париже, который никогда не существовал. Это параллельный Париж, воображаемая карта, в которой угадываются все города. От картины к картине мы блуждаем, возвращаясь в одни и те же места. Как будто бы город ведёт нас сквозь текст Виана. Город, молчаливый герой книги, который видит всё и знает, что лилия в лёгких уже расцвела, и светлое скоро станет тёмным. Мир Виана балансирует от смеха к смерти. Если бы могли мы знать, что зеркальный коридор, наполненный солнечными зайчиками, скоро потускнеет ! Техника линогравюры, выбранная Ксенией Пасюрой для её работ, парадоксальным образом сочетает в себе этот переход от светлого к тёмному. Всё то, что художник видит белым, отпечатывается чёрным, и вот уже темнота заполняет листы. Этот технический приём становится способом передать центральное настроение книги Виана – горькую иронию, хрупкость волшебного мира любви.Мир гравюры - это мир сновидения, где свет – лишь тонкие прорези в воздухе ночи. Гравюры Ксении сосуществуют одновременно, вне времени, в едином символическом пространстве, и каждый волен составить своё путешествие по городу Виана, двигаясь от картины к картине в любом порядке. Это такая загадка, - мозайка без центра, где история складывается из фрагментов, а герои бесконечно ищут друг друга, перебегая от гравюры к гравюре. Кажется, что лишь секунду назад они были здесь, счастливые, но вот они ушли с картины, и мы ищем их, ускользающих, на пустых площадях, в листве и в лестницах. Как будто сбежать ото всех и быть вдвоём перед лицом всего мира – это преступление. Смещая акцент с персонажа на пространство, в котором он действует, Ксения вводит нас в состояние поиска, почти детективного поиска, где важой становится каждая деталь, каждый предмет интерьера, оставленный его хозяином: пустая комната, бутылка вина, пепельница, скрипка, перо и чернила... и тут же – внезапно тонкий женский мир, - птица в клетке, запах духов, бусины, перья... У влюблённых есть вечность, чтобы искать друг друга и лишь мгновение, чтобы быть вместе, поэтому каждый танец, каждый момент, где им удаётся соприкоснуться, эфемерен. Через иллюстрации Ксении Пасюры « Пена дней » становится архетипом романтической любви, которая не была с кем-то другим, где-то далеко, когда-то в прошлом, а всегда здесь, как облако, следующее за всеми влюблёнными, куда бы они ни шли.